Когда я впервые узнал о Чин-Сан в 2007-ом, моей первой мыслю было, что в России идет процес “русификации” игры и ее терминологии. Эту “русификацию” я воспринял как попытку адаптирования игры Го к русской культурной среде. Я объяснял себе это успехами Руского Го на мировой сцене и стремлением России быть самостоятельной силой в Го.
Сегодня рассуждая о системе Чин-Сан могу дополнить еще некоторыми замечаниями о ее ценности и месте, которое можеть занимать эта система в реалиях Русского Го. В Чин-Сан есть смысл, чему способствуют следующие предпосылки:
1) Россия является самодостаточной Вселенной в Мире Го;
2) Россия для своего успешного развития не должна слепо следовать чужим моделям;
3) Россия за последних 40-50 лет созрела для своего самообособления в Мире Го.
Идея системы Чин-Сан имеет благородное начало, потому что игра Го не воспринимается только как игра. Стремление только к удовольствию от игры уже не является достаточном, чтобы сесть за гобан. Поэтому сейчас говорят о практике Го, которая означает, что благодаря Го или через Го приобретаются определенные знания. Только спортивный менталитет не способствует постижению высшего пониманя Игры и Мира, потому что он сугубо ограничен полем доски. В этом смысле сила в игре не имеет прямого отношения к развитию внутренних достойнств игрока. Надо учесть, что игрок является прежде всего человеком и практика Го должна его облагораживать.
Тут возникает вопрос: каким способом можно измерять в качественном отношении степень развития человека в практике Го? Похоже, что рейтинговая система Кю-Дан не может помочь. И в таком случае становится ясным, почему игру Го следует рассматривать не только как игру.
Сила игры согласно Кю-Дан системе все-таки является показателем, который нельзя пренебречь, потому что сила или уровень игровых умений определяются именно по уровню владения техникой, знания теории, применения тактики и стратегии. Это учитывается и в Чин-Сан, но в ней уже другие акценты по отношении к стратегии, а именно: в стремлении приобрести ее универсальную суть. А другие два параметра – владение этикета и культуры Го и уровень стратегическото мышления – надстраивают Кю-Дан и являются определяющими для Чин-Сан.
Это надстраивание уже естествено приводит к непересечению Чин-Сан с Кю-Дан. Таким образом разница между двумя системами заключается в том, что Кю-Дан система в современном ее состоянии и понимании отражает только умения игрока, а Чин-Сан – личностные качества человека в продвижении по Пути Го и в жизни. По этой причине увлеченные спортом ищут клуб и тренера, а интересующиеся своим личностным совершенствованием ищут школу и учителя.
Система Чин-Сан имеет свой потенциал, но что к ней можно добавить? Возможно, это такие параметры как способность к философскому разсуждению, уровень исторических знаний, владение умением высказываться письменно в статьях. Письменное слово способствует изучающему Го поделиться своими познаниями об игре в историческом, философском, художественном, публицистическом, теоретическом, персональном и других планах.
Система Чин-Сан не только доразвивает Кю-Дан систему, но отражает и стремление к ее связыванию с русской культурой, историей, ценностями и традицией. В этой связи надо отметить, что это имеет ключевое значение для выявленя в мире лица Русского Го со своей уникальностью и идентичностью.
**Константин Байрактаров
Магистр Философии и пионер Болгарского Го**